click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Стоит только поверить, что вы можете – и вы уже на полпути к цели.  Теодор Рузвельт


НЕРУКОТВОРНЫЙ ПАМЯТНИК

https://lh3.googleusercontent.com/-hp1aEQLpC1c/UTcE6L23DKI/AAAAAAAABx0/h33Blwp4BG0/s125/m.jpg


В созвездии  деятелей науки и культуры второй половины XIX века, чьи жизненные пути и призвания тесно переплелись с Кавказом, особое место принадлежит Адольфу Берже, филологу-востоковеду, историку, археологу, археографу, этнографу, автору научных трудов по истории Кавказа и его народов, истории и древностям Востока.
Берже родился 28 июля 1828 года в Петербурге. Он  был вторым сыном французского дворянина Петра Берже, довольно большое состояние семьи через пару лет было потеряно в смуте Французской  революции. Вихрь ее занес в Россию многих высокообразованных людей, которые служили гувернерами в аристократических семьях. В их числе был и Петр Берже. Широкая эрудиция, блестящее образование и талант педагога снискали ему всеобщее уважение. Его другом был служивший в Петербурге знаменитый Шарль де Сен-Жюльен – французский журналист и литератор, секретарь и библиотекарь графа И.Лаваля, преподаватель французской литературы в Петербургском университете. Пережитое и работа на износ привели  к нервному срыву: Берже скончался в больнице для душевнобольных. Четырех сыновей его определили в Гатчинский сиротский институт. В автобиографической заметке Адольф Берже писал, что учился в частном пансионе Цапинтини, откуда в 1836 году поступил в реформаторскую школу. По ходатайству Марии д’Удето, супруги французского посланника барона Проспера де Баранта, его определили в Гатчинский сиротский институт при инспекторе классов Е.Гугеле – выдающемся педагоге, основоположнике российской системы дошкольного воспитания. В 1851 году, после окончания восточного факультета Петербургского университета со степенью кандидата наук, он попросил графа С.Ланского, попечителя института, оказать содействие в  осуществлении заветной мечты – совершить путешествие по азиатскому Востоку. Однако у Николая I были другие планы: «Берже не для чего ехать за границу, на восток, так как Россия имеет свой восток, - это Кавказ, пусть он туда и отправляется на службу».
Об этом эпизоде из жизни Адольфа Петровича рассказал его близкий друг М.Семевский – историк, журналист, общественный деятель, основатель и редактор журнала «Русская старина».
Таким образом, Кавказ с легкой руки российского императора получил выдающегося ученого, для которого изучение Кавказа стало делом жизни. Берже был определен на службу в канцелярию наместника кавказского М.С. Воронцова сверхштатным чиновником с чином коллежского секретаря. Здесь он занимался научной деятельностью, редактировал «Кавказский календарь», «Записки Общества любителей кавказской археологии», написал очерк для девятого тома «Живописной России». Был также  инспектором мусульманских школ, директором Тифлисской публичной библиотеки, председателем Кавказской археографической комиссии.
Заброшенный волею судьбы на Кавказ, Берже душой и сердцем полюбил этот край. Научная деятельность на Кавказе началась со сбора материала для сравнительного словаря кавказских наречий. Эту работу ему поручили в Кавказском отделе Императорского русского географического общества (КОИРГО), действительным членом которого он стал 18 ноября 1852 года. В начале 1856 года он составил и разослал в разные районы Кавказа список русских слов для перевода на местные языки и наречия. Одновременно просил дать описание основных грамматических правил языка, географического положения местности, занимаемой этносом, быта народа, собрать пословицы и поговорки. С марта 1860 года работу по составлению сравнительного словаря продолжила специальная комиссия при КОИРГО. С 1854 года Берже – библиотекарь КОИРГО, с 1855 года на него дополнительно возложили обязанности секретаря  дирекции Кавказского музея при КОИРГО.  В ноябре 1856 года Берже составил «Общий каталог имущества музея Кавказского отдела Русского географического общества», который состоял из этнографического, естественного и исторического кабинетов. С 20 октября 1856 по 23 марта 1860 года Берже исполнял обязанности правителя дел, библиотекаря и секретаря музея КОИРГО.
Что касается мечты Берже о путешествии на Восток, то М.С. Воронцов помог осуществить ее, направив Адольфа Петровича в Персию. Путешествие длилось с апреля 1853-го по февраль 1855 года. Он был также в составе делегации, которая была уполномочена известить шаха о восшествии на престол императора Александра II. Свои впечатления изложил в книге «Отрывки из путешествия в Персию» (Тифлис, 1854), а в «Кавказском календаре на 1856 г.» опубликовал статью «О народных праздниках, постах и замечательных днях у мусульман-шиитов вообще и у персиян в особенности». Кроме того, в Лейпциге он издал словарь для переводчиков персидских официальных бумаг, а также сборник азербайджанской поэзии.
Летом 1857 года А.И. Барятинский, наместник на Кавказе (1856-1862), назначил Берже директором Тифлисской публичной библиотеки. С 1859 года он совмещал эту должность с должностью чиновника особых поручений. Подготовил к печати «Краткий каталог Тифлисской публичной библиотеки (1846-1861)», где поместил статью «Тифлисская публичная библиотека, ее основание и настоящее устройство». В библиотеке основал  раздел коллекций снимков архитектурных памятников Кавказа. Обосновывая это решение, Берже писал: «Всему ученому миру известно, как богат здешний край историческими руинами. Во многих местностях они встречаются десятками и даже в большом количестве. Между тем, приходя год от году в разрушение, они сглаживались, бесследно пропадая для науки, которая через них могла бы не только разъяснить многие белые пятна местной истории, но и  восстановить такие, которые могли бы ускользнуть от внимания летописцев и потому остаются неизвестными науке. Это соображение побудило меня положить основание коллекции снимков со здешних руин, пожертвовав в библиотеку три превосходные модели, сделанные для меня бывшим эриванским губернским архитектором, надворным советником Я.А. Науменко».
Анализ книжного состава библиотеки позволил Берже приступить к составлению списка трудов о Кавказе, приобретение которых позволило бы превратить ее в наиболее полное хранилище материалов о Кавказе. Одновременно он попросил ученых-кавказоведов Г.И. Радде, Г.В. Абиха, И.И. Стебницкого составить библиографический список публикаций, имеющих первостепенное значение для научного исследования Кавказа. Этими списками руководствовался Берже, когда в августе 1864 года при новом наместнике великом князе Михаиле Николаевиче отправился в Санкт-Петербург и Европу для покупки книг для Тифлисской публичной библиотеки, при этом отдавая предпочтение изданиям о Кавказе и сопредельных странах Персии и Турции. Кроме того, он приобрел наиболее известные новейшие издания. Отдел русской беллетристики значительно пополнился сочинениями русских писателей, а имеющиеся в библиотеке издания были дополнены недостающими. Берже считал, что развиваясь как книгохранилище источников сведений о Кавказе, Тифлисская публичная библиотека получает неоспоримое преимущество перед другими учреждениями этого рода. Он ратовал за сбор и периодическую публикацию сведений о всех имеющихся в крае коллекциях рукописей, а также за развитие интереса к чтению.        
После окончания Кавказской войны в архиве Главного управления наместника кавказского  накопилось множество неразобранных дел. Начальник гражданского управления А.П. Николаи поставил вопрос об основании Кавказской археографической комиссии, чтобы извлечь из дел и архива документы исторического значения; составил проект устава, который был одобрен и подписан наместником: «Вполне сочувствую этому полезному учреждению и одобряю этот проект».
В апреле 1864 года председателем археографической комиссии был назначен и оставался им Берже. Адольф Петрович, исходя из объема предстоящей работы, обратился к наместнику с просьбой об освобождении от должности директора библиотеки.
«Призванный Вашим превосходительством к новой деятельности, более сложной и трудной, я бы поступил самонадеянно, если бы вздумал удержать за собой дальнейшее заведование библиотекой. А потому, не рассчитывая на необходимый для сего досуг, я вынужден просить Ваше превосходительство освободить меня от заведования библиотекой, поручить эту должность лицу, менее меня обремененному служебными занятиями, которое поэтому располагало бы большей возможностью посвятить себя на пользу библиотеки».
Берже оставили директором библиотеки, а в помощники ему определили губернского секретаря Кеппена. К 1866 году книжный фонд насчитывал 6 256 наименований в 13 610 томах, что обусловило издание «Продолжения краткого каталога Тифлисской публичной библиотеки (1861-1865 гг.)».
К двадцатилетию своего основания Тифлисская публичная библиотека по составу фондов и значению занимала едва ли не самое почетное место в Азии. Берже писал: «Находясь в преддверии таинственного Востока, была верным путеводителем для тружеников, ищущих ближайшего с ним знакомства, и обильным источ­ником познания для пытливого ума».
Во многом благодаря Берже в 1870 году в Мцхета (Самтаврский могильник) были проведены археологические раскопки, давшие богатые результаты. С этого момента по инициативе наместника создается комитет для разработки плана археологических раскопок по всему Кавказу и проекта Археологического общества, в задачи которого входило бы не только изучение, но и охрана памятников. Активным участником этого комитета был Берже. В 1873 году на открытии «Общества любителей кавказской археологии» он выступил с программной речью и определил главные направления развития археологии на Кавказе, включив в это понятие не только собственно раскопки, но и сбор памятников фольклора, письменных источников, изучение эпиграфики и языков.        
Преобразование Главного управления наместника кавказского в 1868 году коснулось и библиотеки. При активной поддержке А.Берже библиотека и музей были объединены в одно управление. Директором обоих учреждений был назначен Густав Иванович Радде, в судьбе которого Берже сыграл роль спасителя.
По его совету Радде представил барону Николаи подробный план биолого-географического исследования Кавказа, тот в свою очередь – наместнику. Через месяц Берже подготовил в руководящих сферах почву для возрождения Кавказского музея при КОИРГО как самостоятельного учреждения. Берже помогал Радде во всем, деля с ним и горе, и радость. К.Ган, директор тифлисской гимназии и переводчик трудов о Кавказе, вспоминал: «Берже был на два года старше Радде и имел на него сильное влияние... Берже был действительно умен и обладал открытым честным характером... Оба приятеля очень любили друг друга. Берже радовался искренно и без всякой зависти тому, что научная слава его протеже постепенно росла, заставляя меркнуть его собственную».
Своему фундаментальному многотомному труду «Актам Кавказской археографической комиссии» Берже посвятил двадцать два года жизни. В 1885 году под его редакцией вышел последний, 10-й том; 11-й том, хотя и был почти полностью подготовлен  Берже, вышел уже под редакцией Д.Кобякова. Последний, 12-й том был издан в 1904 году. Каждый из томов включает в себя ценные документы и источники по истории Кавказа. «Акты Кавказской археографической комиссии» печатались в 250 экземплярах. Каждый том имеет предисловие редактора и заканчивается указателем личных и географических имен; кроме того, начиная с шестого тома, к каждому тому прилагался биографический словарь кавказских деятелей. При взгляде на каждый из этих объемистых томов поражаешься масштабности работы, сколько усилий надо было предпринять, чтобы выпустить том, вмещающий целую эпоху! Вот как М.Семевский оценивал главный труд Берже: «Выбор актов сделан замечательно хорошо; здесь действительно приведены самые существенные документы, имеющие значение для истории Кавказа... редактор Актов ограничился ссылкою на них вполне обстоятельною; повторяем, все документы, помещенные в собрании актов. Тщательность издания и изящество его выполнения, прямо сказать, необыкновенные. Надо и то заметить, что высшее начальство Кавказа, постоянно, в течение более двадцати лет, оказывало самое полное содействие уважаемому исследователю; оно предоставило ему обширные материальные средства для издания и для выполнения его с полнейшей роскошью и, вместе с тем, - и это самое важное, - оказало А.П. Берже полное доверие, освободив все редактируемое им собрание актов от какого-либо цензурного просмотра... «Акты Кавказской археографической комиссии», - комиссии, кстати заметить, заключавшейся почти в едином ее председателе, Берже, - навсегда останутся не только самым главным и неиссякаемым источником сведений для истории Кавказа, но положительным образцом для подобного рода изданий. ...К обязанностям редактора он относился с такой добросовестностью, что на время печатания нового тома актов он весь, так сказать, уходил в свой труд, забывал все и всех и почти не оставлял своего кабинета до тех пор, пока не подписывал к печати последнего листа громаднейшего тома своего издания». Другие свои научные труды он писал в промежутке между окончанием работы над одним томом и обращением к труду над другим. 20 января 1886 года Берже сообщал М.Семевскому, что произведен в тайные советники и делился с ним планами: «Принялся за последний том, а также за воспоминания о Кавказе и Персии. Работы предстоит много – но я не страшусь...»
К сожалению, этим планам не суждено было осуществиться. А.Берже скоропостижно скончался в Тифлисе 31 января 1886 года от кровоизлияния, 3 февраля его провожали в последний путь. Чествуя Берже, друзья и коллеги отмечали, что как человек он был идеально честен, как человек науки и дела он был неутомимый труженик». Дмитрий Аркадьевич Кобяков, сотрудник Берже по работе над изданием «Актов кавказской археографической комиссии», писал: «Бедняком он прибыл на Кавказ, бедняком и оставил земную юдоль... Друг всех, он не был другом самого себя и часто отказывался от того, что принадлежало ему по праву, в пользу других. И все это он совершал скромно, не хвалясь, а, наоборот, скрывая». К.Ган вспоминал: «Берже был из тех редких людей, которые забывают все материальные выгоды и живут только для науки и общего блага».
В начале февраля 1888 года, в садике при Кавказском музее был торжественно открыт памятник А.Берже – великолепно выполненный, отлитый из бронзы, сооруженный на добровольные пожертвования. Памятник, к сожалению, не сохранился, но ученый своим творчеством сам поставил себе при жизни нерукотворный памятник – «Акты Кавказской археографической комиссии», увековечивший его имя.

Нинель МЕЛКАДЗЕ

Мелкадзе Нинель
Об авторе:

Окончила историко-филологический факультет Калининградского государственного университета по специальности романо-германской филологии. Занимается научно-исследовательской деятельностью в области кавказоведения. Специалист библиотечных и информационных наук. Автор статей по английской филологии, кавказоведению и научно-информационной деятельности. Участник ряда международных научных конференций.
Подробнее >>
 
Вторник, 16. Апреля 2024