click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ

https://lh6.googleusercontent.com/-LDtL1ZQMxOo/VBAyHdXdtkI/AAAAAAAAEz8/frDuFaflfB8/w125-h114-no/e.jpg

У этого супермужского вида спорта миллионы почитателей, его любят, ему поклоняются, лучшие мастера кожаной перчатки соперничают в славе с кинозвездами. Бокс способен из слабого сделать сильного, из безвольного – волевого, из труса – храбреца, устремленного к победе.
Завораживает сама обстановка соревнований. Утопает в полумраке огромный спортивный зал, и только в центре его, в квадрате ринга, залитом светом ярких ламп, высвечиваются фигуры двух боксеров.
Есть еще третий участник, следующий за соревнующимися, как тень. До зрителей доносятся его резкие  команды. Ему беспрекословно повинуются боксеры, чемпионы послушно опускают голову. Он рефери – глаза и совесть на ринге. Человек, способный, как и судья на футбольном поле, превратить соревнование в праздник. Или испортить его. Последних не уважают, их ошибки остаются в памяти на многие годы. Их просто перестают ставить на ответственные поединки.
Тбилисец Николай Айрапетян – известный арбитр, обладатель всесоюзной, европейской и международной категорий, принимал участие в судействе многих крупных боксерских турниров, включая Олимпийские игры. Его судейский стаж насчитывал сорок пять лет.
В боксерский зал пришел в четырнадцать лет, в тбилисское общество «Пищевик» на Плехановском проспекте. Ему повезло с наставниками. Попал под заботливую опеку прекрасного человека и тренера Бориса Каладзе. Когда Николая призвали в армию, он тренировался у знаменитого Андро Навасардова, участвовал в армейских соревнованиях.
Оба наставника – из чемпионской команды. В апреле сорок пятого, когда советские войска вели бои на подступах к Берлину, грузинский бокс праздновал выдающийся успех. Тбилисцы победили сборную Баку – 7:1 и вышли в финал командного чемпионата  СССР, наряду с командами Москвы, Ленинграда и Таллина.
Наши земляки, которых готовил старший тренер команды – заслуженный тренер СССР Александр Гольдштейн, встречаясь по круговой системе, победили москвичей – 11:9, ленинградцев – 11:10, свели матч вничью с таллинцами – 12:12 и завоевали первенство. За команду-чемпиона в финале выступали Габриэл Ханукашвили (наилегчайший вес), Эдуард Аристакесян (легчайший), Шалва Горгаслидзе (полулегкий), Георгий Вартанов (легкий), Борис Меладзе (полусредний), Шалва Двали (средний), Леван Гудушаури (полутяжелый), Андро Навасардов (тяжелый) - созвездие чемпионов, сплав опыта и молодости.
Мастера кожаной перчатки Грузии 30-40-х годов представляли грозную силу, чемпионами Советского Союза в своих весовых категориях становились Георгий Вартанов (1938, 1939, 1940), Шалва Горгаслидзе (1944), Андро Навасардов (1944), Леван Гудушаури (1945), Габриэль Ханукашвили (1948, 1949).
Николай, окончив Грузинский институт физической культуры, стал преподавателем бокса.
Первым в Грузии получил международную категорию. Судил как поединки любителей, так и профессионалов, утвердив за собой репутацию судьи строгого, но справедливого, готового преподать нравственный урок соревнующимся, да что скрывать, и руководителям, и специалистам спорта.
Вспоминается олимпийский 1968 год. Советские спортсмены перед Мехико готовились в условиях высокогорья – на олимпийской базе Армении, в Цахкадзоре.
Здесь же предстояло назвать имена будущих олимпийцев.
В весе до 71 кг путевку на Игры оспаривали два выдающихся мастера – олимпийский чемпион Токио Борис Лагутин и чемпион Европы Виктор Агеев.
Бой был жесткий, бескомпромиссный. Трудно, ой, как трудно было определить лучшего, но рефери на ринге Айрапетян, не колеблясь ни минуты, присуждает победу олимпийскому чемпиону Лагутину.
«Что Вы, Николай Акопович! - сказали ему – Лагутина поезд ушел, он уже не молод».
Но потом специалисты единодушно поддержали судейское решение.
В Мехико поехал «старичок» 30-летний Лагутин и стал двукратным олимпийским чемпионом.
Не меньшую популярность Николай Айрапетян завоевал в Москве на личном первенстве СССР 1966 года, когда его признали лучшим в судейском корпусе, отметив призом за отличное судейство и выделив среди отечественных и иностранных арбитров.
Он много раз выезжал на Олимпиады, на крупные турниры. В 70-80-х годах ему часто поручали ответственную задачу – анализировать работу судей на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Его отчеты во всесоюзном Спорткомитете получали высокую оценку, помогали нашим боксерам подготовиться к ответственным встречам.
Помнил ветеран в подробностях бои мастеров Армении и Грузии, с которыми его связывали годы дружбы и совместной работы. Эдуарда Аристакесяна, одного из лучших советских боксеров и тренеров, основателя армянской школы бокса, и его лучшего ученика, олимпийского чемпиона Владимира Енгибаряна, с которым встречался потом на американской земле, абсолютного чемпиона страны тяжеловеса Хорена Инджеяна, выступающего на профессиональном ринге, Карлоса Джанеряна, достойного соперника трехкратного чемпиона Олимпийских игр Ласло Паппа и других армянских боксеров, продолживших традиции первого олимпионика Вараздата.
Вспоминал каждый бой, в центре которого был. В частности, пять матчевых встреч советских и американских боксеров, включая тбилисскую.
Особенно запомнились опытнейшему арбитру бои трехкратного олимпийского чемпиона и чемпиона мира среди тяжеловесов Теофило Стивенсона. Девять поединков легендарного кубинца судил Николай, и легко называл козыри своего друга – мощный концентрированный удар, широкий арсенал наступательных и оборонительных средств, быстроту реакции.
Незабываемы встречи на Кубе, на традиционном турнире – мемориале Хосе Марти.
На заключительном банкете Николай заметил, что внимание присутствующих обращено на него. Не зная испанского языка, он посмотрел на большой экран телевизора, где показали кадры из грузинского документального фильма и понял: зал приветствует его, посланца страны, известной своими спортсменами, и как-то внутренне заторопился домой.
Он был очень кинематографичен, этот Николай Айрапетян. Высокий, косая сажень в плечах, мужественное, волевое лицо. Удивительно, как выпал из поля зрения кинорежиссеров.
Впрочем, один шанс ему представился в начале 70-х. В Ленинграде. На традиционный международный боксерский турнир приехали работники Шведского телевидения, задумавшие снять фильм о своем земляке, легендарном боксере 18 века. Его роль гости поручили чемпиону страны в весе 75 кг Олегу Каратаеву, а в соперники ему выбрали Александра Метелева.
Гости попросили боксеров держаться на ринге как можно естественнее, не позировать перед камерой. Айрапетяна выбрали на привычную для него роль судьи. В первом раунде Метелев сильнейшим боковым справа отправил своего грозного соперника в нокдаун и, кажется, первый в его карьере. Николай открыл счет. При команде «восемь!» рассвирепевший чемпион поднялся с пола и одним ударом завершил бой – глубокий нокаут.
Шведы собрали чемоданы и уехали домой.
Годы мало изменили ветерана отечественного бокса. Он оставался желанным гостем во многих странах на соревнованиях различного уровня в Англии, США и Мексике.
В последние годы живя в Лос-Анджелесе, интересовался событиями дома, оставался большим поклонником журнала «Русский клуб», обсуждал публикации, в частности, на спортивные темы.

Арсен ЕРЕМЯН


Еремян Арсен
Об авторе:
Филолог, журналист, литератор. Заместитель главного редактора общественно-художественного журнала «Русский клуб».

Родился в 1936 году в Тбилиси. Окончил  филологический факультет Тбилисского государственного университета им.Ив.Джавахишвили. Работал в редакциях газет «Вечерний Тбилиси», «Заря Востока» («Свободная Грузия») и др., а также на партийной работе. Заслуженный журналист Грузии, член Союза журналистов СССР с 1964 года, с 1991 года — член Федерации журналистов Грузии. Автор книг, изданных в Москве и Тбилиси: «Все еще впереди», «Семнадцать весен Майи», «Играю против мужчин», сборника рассказов об отечественном спорте «Гром победы» (2002), поэтического сборника «Автограф» (2007), сборника рассказов «Робинзоны в городе» (2009).
Подробнее >>
 
Пятница, 19. Апреля 2024