click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


ГРУЗИЯ В ЗЕРКАЛЕ СЦЕНЫ

Инсталяция

Тбилисский Международный театральный фестиваль, прошедший в третий раз, прочно укрепился в театральном ландшафте, и не только столицы, но и всей театральной Грузии. В нем принимают участие  не только зарубежные театры, но и грузинские – столичные и региональные. В этом году грузинская четырехдневная программа включала в себя  33 спектакля, причем это были новые работы, поставленные в 2010-2011 гг. И  это важно – только так можно увидеть перспективу, понять мотивировку постановок, оценить новую стилистику и особенности сегодняшнего театрального процесса. Куда движется театр, какие темы волнуют людей сегодня, и какие мы сегодня – все это в зеркале сцены.   
Особое внимание и гостей, и тбилисской публики привлек по понятным причинам спектакль Роберта Стуруа «Сезон охоты» в театре Руставели, показанный в первый день грузинской программы. Такого наплыва желающих увидеть недавнюю премьеру не часто приходилось видеть. Зрители стояли в боковых проходах, даже сидели на полу. Впервые и я испытала такое удовольствие, последовав примеру корейского гостя, который устроился  на полу центрального прохода.  
Ажиотаж оправдал себя. Имя Стуруа, давно гремящее по всему театральному миру, теперь, после его увольнения с поста художественного руководителя театра, прозвучало еще громче. Специальным заявлением протеста откликнулся коллектив театра, которым руководил Стуруа более 30 лет. Стуруа выразили поддержку его многолетние соавторы Гия Канчели и Гоги Алекси-Месхишвили. Международная Ассоциация театральных критиков обнародовала меморандум с осуждением таких действий по отношению к большому режиссеру. В Тбилиси зарубежные гости эту тему не затрагивали, зато обсуждали новую премьеру Стуруа и говорили о нем как о великом режиссере. Кто-то даже пошутил о его провидческом даре,  усмотрев некую символику в названии спектакля. Тем более что на сайтах в поисковой системе «Сезон охоты» стоит рядом с сериалом «Охота на гения».
Сам спектакль – обычное для Стуруа соединение несоединимых жанров: драма, фарс, эксцентрика, фантасмагория с элементами политического театра. И еще режиссер добавил немного магии, благо пьеса Тамаза Чиладзе вполне располагает к этому: в квартире актрисы (Ия Сухиташвили) и ее любимого поселился полтергейст (Зука Папуашвили), она его называет «слепое привидение». Он вносит беспорядочное перемещение предметов, людей, видений, мы слышим гул, топот, грохот выстрелов. Все происходящее перемежается еще и с ее сновидениями. Вырваться из этой непредсказуемости героям невозможно, она слушает полтергейста, перебирает свои воспоминания и былые  надежды, которым не суждено сбыться – ведь правила жизни устанавливают политики.
Актеры точно передают внутреннее состояние нашей общей нестабильности, которым дышит новый век. Зритель особенно чувствует это благодаря не только эмоциональности актрисы, уловившей нерв характера героини, но и острому пластическому рисунку роли. Эти ее броски, метания хрупкого тела, неправдоподобно ломкого (хореограф Котэ Пурцеладзе) – лишь свидетельство внутренних изломов человека. Нам понятно и состояние ее любимого (Гога Барбакадзе) - человека творческого, писателя, мечтающего снять 3-минутный  клип об истории человечества. Ему нужен простор для собственной реализации. Но он не может вырваться из этой бесцветной бытовой мышеловки. Сценография Темура Нинуа подчеркивает это. Холодное необжитое пространство, где стоит огромная белая кровать,  и еще два белых экрана, которые временами оживают как видения недостижимости. На них – то диснеевская Белоснежка с мечтами о принце,  то звездная  Мэрилин Монро (вероятно, поэтому зарубежные критики на дискуссии Международной Ассоциации театральных критиков отмечали, что здесь у Стуруа присутствуют элементы американской культуры. Но мы назвали бы это по-другому – это показ режиссером насильственной «американизации» наших людей.)
Эмоциональный настрой в спектакле создает  музыка Гии Канчели, точные звуковые акценты, световые и постановочные эффекты. Чего стоит появление парящего белого лебедя из детства героини, мечтающей вернуться в то чистое состояние души, которое невозможно сохранить в нашем мире. «Однажды мой принц придет» - эта мечта еще теплится в ней, и знаком ее служит волшебный башмачок, правда, он достается ей в виде неуклюжей красной кроссовки «Адидас».
Как обычно, сюжетная линия для режиссера лишь повод, а глубинный смысл спектакля рождается из метафор, ассоциаций, и каждый по-своему интерпретирует их смысл. Главное, Стуруа дает нам почувствовать беспокойный нерв сегодняшнего дня: мы все мечемся в замкнутом пространстве  проблем и противоречий нашей непредсказуемой действительности.
На фестивальном показе спектакля присутствовали приехавшие издалека Гия Канчели и Гоги Алекси-Месхишвили, отметивший недавно свое 70-летие. К юбилею замечательного художника и неподражаемого сценографа в фойе театра была развернута его персональная выставка, где представлены эскизы декораций и костюмов к разным спектаклям. В верхнем фойе были потрясающие инсталляции. Одна к спектаклю «Бидерман и поджигатели», а другая - в отдельном зале с звуковым и световым  оформлением погружала в мир Важа Пшавела, каким видит его художник. Из этого загадочного полумрака и ярких, ощутимых реалий нельзя было вырваться.
Из тбилисских спектаклей иностранные гости  отметили также постановки  прошлого сезона художественного руководителя театра им.Марджанишвили Левана Цуладзе «Академия смеха» по пьесе современного японского драматурга Коки Митани, «Декамерон» Боккаччо, а также спектакль «Книга» грузинского драматурга Аки Морчиладзе (режиссер Давид Сакварелидзе, в главной роли корифей грузинской сцены Отар Мегвинетухуцеси), а русскую классику в лице Н.В.Гоголя и его «Женитьбу» представил старейший на Южном Кавказе русский драматический театр им.А.С.Грибоедова в постановке худрука и управляющего театром Автандила Варсимашвили (художник Мириан Швелидзе). Еще один спектакль этого творческого тандема «Прекрасная грузинка» поКарло Гольдони был показан в Свободном театре, созданном Варсимашвили в 2001 году.
Большой резонанс вызвал спектакль Театра масок из Кутаиси «Свиньи Бакулы» (режиссер Давид Джишкариани, художник Темур Арсенидзе). На малой сцене Марджановского театра зрители увидели выступление театра пальцев под руководством Бесо Купреишвили и в его же постановке кукольный спектакль «Мой Гамлет», где роль Гамлета в живом плане исполняла актриса Кетеван Цхакая, которая озвучивала и остальных персонажей. Такое сочетание кукольного и драматического театра, уже ставшее привычным для тбилисской публики, было необычным для гостей. На прошлогоднем фестивале подобный спектакль увидел гость фестиваля Майк Маран и предложил совместную постановку театра Марджанишвили и английского театра «Меркурий». Так появился спектакль «Мандолина капитана Корелли». Премьера на английском языке прошла в рамках фестиваля. В ней участвовали в живом плане четыре английских актера и грузинская исполнительница главной роли Нато Кахидзе, и девять грузинских кукловодов. Так что кукольный театр, еще недавно считавшийся архаичным, становится суперсовременным и востребованным.
Благодаря тбилисскому фестивалю окно в мир у нас открывается все шире – и театральный, и драматургический. Правда, этому способствуют страны Запада, их посольства и фонды. Активно работает в этом направлении институт Гете. Благодаря ему на сцене Театра королевского квартала в прошлом году появился интересный спектакль «Урод», о котором мы уже писали, а в этом году был поставлен замечательный спектакль  «Liv Stein». Автор пьесы и режиссер 28-летняя Нино Харатишвили, уроженка Грузии, которая уехала учиться в Германию и теперь пишет пьесы на немецком языке, причем сама их ставит. В театре удивляются, как за три недели репетиций ей удалось поставить спектакль. Сама автор не удивляется, на ее счету уже более десятка постановок по числу написанных пьес.    
Спектакль «Liv Stein» можно считать одной из лучших работ молодого поколения на тбилисском фестивале. Здесь точно выстроены характеры героев, отличные актерские работы Нино Бурдули, Като Калатозишвили, Гии Бурджанадзе. Скрытый смысл раскрывает очень простая и метафоричная сценография молодой немецкой художницы Юлии Бюрле-Новиковой. Вся сцена завешена множеством полупрозрачных занавесов (они оказываются  завесами от правды), их прозрачность не мешает нам порой ощущать в них стену, разделяющую людей. Переплетения занавесей, которые с самого начала плетет юная героиня, оказываются сплетениями лжи.
Виртуозная пианистка Лив после смерти сына отказывается от карьеры, ее бывший муж безуспешно пытается ей помочь. Неожиданно появляется молоденькая Лора, с детства боготворившая Liv Stein. Неуклюжая, грубоватая, закомплексованная и не в меру развязная девчонка утверждает, что дружила с ее сыном, и рассказывает историю их любви. Лив как будто возрождается, она берет талантливую девчонку в ученицы, и две эти женщины на наших глазах меняются до неузнаваемости. В убитой горем матери  вдруг просыпается жажда творчества, она готовит совместный с Лорой концерт, их отношения становятся почти родственными. Девочка тоже как будто оттаивает, смягчается ее пластика, лицо озаряется улыбкой, в ней появляется душевность и видна ее беспредельная благодарность пианистке. Тонкие нюансы взаимоотношений героев уже стали такой редкостью в современном театре, что зрители буквально заворожены этим тонким психологизмом.
Кончается все трагически, когда выясняется, что девочка все наврала, даже соблазнила бывшего мужа Лив, только чтобы стать ее ученицей. И перед концертом, когда детская мечта Лоры почти сбылась, всплывает правда. Лора не прощает себе лжи она отрезает пальцы правой руки. В финале в глубине сцены, уже без занавесов лжи неподвижно полулежит Лив – застывшая, как барельеф или надгробие на собственной могиле, а Лора, держа окровавленную руку, бессмысленно бредет в этом пустом пространстве.
Спектакль стал лично для меня откровением, он вселил надежду, что глубинный психологический театр жив в Грузии, более того, он крайне необходим, судя по реакции зала. Да и гости фестиваля не остались равнодушными – спектакль уже приглашен на Берлинский театральный фестиваль. Все заинтересовались персоной Нино Харатишвили, обсуждают с ней новые проекты.
И еще один спектакль молодых не остался незамеченным – постановка Потийского театра пьесы «Желтые дни» совсем молодого швейцарского автора  Даниэлы Джанджич (режиссер Давид Мгебришвили, художник Тамар Охитян). Здесь затронута очень больная на сегодняшний день тема: межнациональная рознь. И автор не понаслышке знает об этом, так как  она сама родом из Сербии, а мы помним конфликт на Балканах. Для темы спектакля режиссером точно найдена стилистика – минималистическая, скорее, символическая. Это касается и актерской игры, и сценографии, и мизансцен. На сцене четыре доски, которые могут быть и столом, и кроватью, и даже гробом. А еще доска может являть собой стену непонимания, раздора или даже границей. Одна из досок лежит в середине сцены на большом шаре, наверное, это земной шар. Доска как качели или весы, и перевешивать может то один ее конец, то другой. Это и есть визуальное понятие противостояния. Сюжет нам до боли понятен: девушка выходит замуж за представителя другой этнической группы, ее брат против, и вместе ужиться им невозможно. А тут еще гражданская война, муж и брат -  по разные стороны баррикад. Нет, мужчины не убивают друг друга, но вражда побеждает: муж убивает жену.
Пьеса появилась в Грузии также благодаря Институту Гете, а Швейцарское посольство приобрело авторские права для театра на постановку. Этот спектакль уже приглашен в Германию и Чехию, ведутся переговоры с Польшей. А сразу после показа театр отправился в Ереван для участия в международном театральном фестивале «Айфест», после которого получено приглашение в Россию, Иран, Украину.  На фестиваль «Айфест» поехал и другой участник тбилисского фестиваля – грузинский  коллектив  «Нового театра» со спектаклем режиссера Ники Сабашвили «Бумажный дождь».
В экспериментальном зале театра Руставели был показан спектакль «Гамлет.comX» одного из магистрантов Роберта Стуруа режиссера Левана Хвичия. Школа Стуруа здесь дала о себе знать во всем, начиная с собственного прочтения драматургии, о чем ясно говорят и название спектакля, и  заявленный в программе жанр -  «картинки из «Гамлета», уложившиеся в 55 минут. Начало спектакля можно было воспринять как  веселую прогулку сегодняшних молодых. Но от расслабленного лиризма первой сцены не остается  и следа. Для любви здесь уже нет места. Решен спектакль броскими, откровенно театрализованными приемами, с иронией и юмором. Полоний, пронзенный кинжалом, сам держит его руками, и бегает по сцене, показывая всем содеянное Гамлетом. Призрак отца Гамлета здесь как пафосный памятник, где застывший король гордо стоит с раскрытым зонтом над головой. А новый король Клавдий с нарисованной белой маской на лице предстает как нервный деспот, он повелевает подданными, вскочив на узкий, не очень устойчивый деревянный помост.  Временами призрак оживает, например, в сцене отравления сам  показывает, как все было. Он же провожает в последний путь Офелию, увенчанную красными рожками, вручает ей дорожный чемодан, свой зонтик, и она укладывается навсегда под этим зонтом. В финале уже все лежат трупами. Вот только король никак не поддается, его бьют, он оживает, травят – оживает, стреляют – опять поднимает голову. Наверное, власть в отличие от людей, бессмертна.
Вообще о работах молодых можно много говорить, они очень разные и непредсказуемые. В фестивальную программу входили также спектакли Тбилисского университета театра и кино и Театра университета Ильи. Театр киноактера им.М.Туманишвили тоже представил  работу молодых - режиссера Георгия Апхазава и сценографа Нино Кития в спектакле «В ожидании Годо».
Из тбилисских спектаклей гостями фестиваля был отмечен «Сирано де Бержерак» Ростана в Театре музыки и драмы им. Васо Абашидзе в постановке руководителя театра Дато Доиашвили.  Яркий, зрелищный, с точно выстроенными массовыми сценами, включающими музыку и танец, с изящными костюмами и образной сценографией Мураза Мурванидзе, где главенствует мера и вкус, спектакль останется в памяти зрителей.
Отдельной темой можно выделить показы региональных театров Грузии. В большинстве своем они  более традиционны, и это не надо считать большим минусом. Там сохраняется высокая актерская школа, не прикрытая авангардными изысками.  Сильное впечатление произвел спектакль Кутаисского театра им. Ладо Месхишвили «Невзгоды Дариспана» в постановке худрука театра Георгия Сихарулидзе. В главной роли выступил великолепный режиссер и актер, председатель СТД Грузии Гоги Кавтарадзе, когда-то возглавлявший этот театр.  
Спектакль на пересечении традиций и новаций. Традиции – в актерской школе, а современность – в режиссерской стилистике, в интересной сценографии Вано Хуцишвили и костюмах Теи Кухианидзе. Режиссер выделил тему поколений – отцы и дети, они ведь разные. Это видно уже в костюмах, художник привнесла интересные современные элементы в одежду молодых. Они поданы тонко, изысканно и не слишком броско. Подчеркнуто это лишь в первой сцене. Если отец (Гоги Кавтарадзе) торжественно появляется в праздничной белой чохе, то его дочь рядом с ним кажется сегодняшним неприкаянным подростком: штаны, рубаха со свисающими рукавами, расхлябанная походка. Героиня – как знак потерянности, молчаливого внутреннего несогласия. Только в последней сцене, видимо, девушка обретает себя, и появляется уже в обычном платье.  
Интересные актерские работы зрители увидели в пьесе Эристави «Шапка-невидимка» в постановке Гочи Капанадзе в Цхинвальском театре им. И.Мачабели. Режиссером разработан рисунок ролей и психологически, и пластически, с элементами эксцентрики, подчеркивающими характер. Особенно четко уловил это исполнитель главной роли Георгий Рехвиашвили.
Зугдидский театр им.Ш.Дадиани, представивший спектакль «Гость и хозяин» В.Пшавела (режиссер Сосо Немсадзе, художник Марика Коркелия) магическим образом погрузил зрителей в быт горцев. Получился почти этнографический спектакль, с элементами символики, стилизации, но при этом передающий особенности уклада жизни и традиций горцев. Впрямую здесь нет народных обрядов, но дух той особой жизни витает. Он и в костюмах, и в пластике актеров, и в декорациях, которые минимальны, но выразительны.
Самое главное - на спектаклях грузинской программы присутствовали  зарубежные гости и члены исполнительного комитета Международной Ассоциации театральных критиков, которые могут рекомендовать спектакли для  участия в театральных фестивалях своих стран. Это очень важно для Грузии, искусство может развиваться только в постоянном движении и творческом общении с коллегами. Есть надежда, что контакты с зарубежными театрами упрочатся, ведь Тбилисский международный театральный фестиваль в 2011 году стал членом Европейской ассоциации фестивалей.
Вера ЦЕРЕТЕЛИ

Он постарался "Игра шарики линии бесплатно"придать своему лицу строгое выражение.

Может, "Скачать концерт виктора цоя скачать"там я и встречу какого-нибудь дружка среди ирландских "Почему в игре нет звука"солдат, которых сюда на днях прислали.

Скорее же, "Сборник стихов ахматова скачать"иначе имя Пойндекстеров "Песня африки скачать"станет посмешищем всего Техаса!

Черт побери, зрелище того стоит!


Церетели Вера
Об авторе:
журналист, театральный критик.

Родилась в 1944 г. в Москве. Театральный критик, журналист. Окончила Московский радио-механический техникум, театроведческий факультет ГИТИСа. Работала в Москве радиотехником в НИИ, актрисой в театре-студии «Жаворонок», корреспондентом журнала «Театральная жизнь». С 1975 г. живет в Тбилиси. С 1992 г. сотрудничала с радио «Свобода» - программа «Поверх барьеров», с 1994 г. была собкором «Общей газеты» газеты «Культура» по Грузии. Член International Federation of Journalists, член Союза журналистов и Союза театральных деятелей России. Автор сотен статей, опубликованных в России, Грузии и за рубежом. Лауреат конкурса журналистов «Русский мир» (2004). Автор и координатор многоступенчатого проекта «Россия и Грузия – диалог через Кавказский хребет». Участвовала в проектах «АртГруз» и «Re:АртГруз» и их информационной поддержке в России и Грузии.
Подробнее >>
 
Понедельник, 14. Октября 2024