click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


НЕПРЕСТАННЫЙ ТРУД

https://lh5.googleusercontent.com/-11HOwFELSKg/VQf4qxu0xII/AAAAAAAAFj8/7H6g3kM7PbE/s125-no/n.jpg

Можно с уверенностью сказать, что когда историки будущего коснутся грузинской культуры второй половины XX века, одно из первых мест они отведут Отару Тактакишвили – талантливейшей творческой личности, художнику большого масштаба, наделенному мощным интеллектом и волей, оставившему глубокий след в грузинской музыкальной культуре и общественной жизни.
Творческая и общественная деятельность Отара Тактакишвили отличалась редкост­ным разнообразием художественных инте­ресов и, в то же время, плодотворностью и фундаментальностью свершений: компози­тор и педагог, дирижер – блестящий интер­претатор собственных сочинений, секретарь Союза композиторов СССР (с 1957 и до конца своих дней), член президиума Международ­ного музыкального совета при ЮНЕСКО.
В 1962-1965 гг. Отар Тактакишвили был ректором Тбилисской консерватории, а в 1965-1983 гг. - министром культуры Гру­зии, дважды возглавлял жюри Международ­ного конкурса пианистов имени П.И. Чайков­ского в Москве.
Мало кто удостаивался столь высокого признания: трижды его сочинения были от­мечены Государственными премиями СССР, Ленинской премией (единственный случай в грузинской музыке), премией имени Ш.Рус­тавели; ему были присвоены звания народ­ного артиста СССР и Грузии. Его оперы, оратории и другие сочинения ставились и ис­полнялись во многих городах Советского Со­юза, а также за рубежом.
Художник редкостной творческой энергии и целеустремленности, он твердо следовал стезей реалистического, ярко национального искусства, неизменно придерживаясь твер­дых принципиальных эстетических позиций.
Творческий путь композитора, насчиты­вающий четыре десятилетия, впечатляет своей исключительной цельностью и после­довательностью.
Композитору в равной мере были чужды и самоцельное, безоглядное «новаторство» и рутинный консерватизм. В лучших его сочинениях мы находим много такого, что отвечает нормам современного музыкального мышления. «Сложная простота» этих нова­ций такова, что они не бросаются в глаза и воспринимаются как органическая состав­ная часть художественного целого.
Трудно переоценить вклад композитора в различные жанровые области грузинской музыки. В свое время значительными вехами в грузинской симфонической музыке были признаны две его симфонии, популярность у слушателей и исполнителей приобрел пер­вый концерт для фортепиано, а также скри­пичный концерт. Прекрасные оперы «Миндия», «Три новеллы», «Похищение луны» демонстрируют наивысший, после классиче­ских опер З.Палиашвили, уровень грузин­ской оперы, и не случайна их счастливая сце­ническая судьба. Достаточно сказать, что опера «Миндия» была поставлена в десяти различ­ных театрах Советского Союза и за рубежом, «Похищение луны» - в Большом театре СССР, «Три новеллы», «Первая любовь» и «Мусуси» - на сценах театров различных городов.
Ценный вклад внес композитор в ораториальный жанр, я бы сказал, наиболее отве­чающий его творческим воззрениям. В пер­вую очередь – это оратории «Николоз Бараташвили» и, в особенности, замечатель­ная оратория «По следам Руставели». Весьма значительны достижения композитора и в других музыкальных жанрах.
Особо следует отметить еще одну заслугу Тактакишвили перед грузинской музыкаль­ной культурой: он как министр и автори­тетнейший художник во многом способст­вовал «реабилитации» и «легализации» замечательных грузинских духовных песно­пений, чем очень обогатил интонационно­ стилистический словарь нашей профессио­нальной музыки.
О.Тактакишвили родился в высококуль­турной семье. Его дяди – Шалва и Георгий – были известными музыкантами. Уже в 1946 году имя 21-летнего композитора-студента Тбилисской консерватории стало известно широкой общественности. Созданная им му­зыка государственного гимна Грузии была признана лучшей на конкурсе, объявленном правительством республики. А через несколь­ко лет пришло признание и за пределами Грузии, когда его первая симфония (1949) и фортепианный концерт (1951) удостоились Государственных премий СССР.
К этому же периоду относится создание второй симфонии (1953), симфонической поэмы «Мцыри» (1956) и концертино для скрипки (1956).
В последующие годы композитор почти целиком переключается на вокально-симфо­нический и оперный жанры. Этапными ста­ли в его творческой биографии вокальные циклы на стихи Важа Пшавела и Галактиона Табидзе, романсы на слова С.Чиковани и Г.Леонидзе и особенно – прекрасная опера «Миндия» (1961), вдохновленная поэзией ве­ликого Важа Пшавела. Исключительный успех этой оперы был обусловлен мелодическим богатством, внутренней динамикой и экс­прессией музыки. Творение Тактакишвили обошло много оперных сцен, отрывки из оперы звучат на концертной эстраде.
Успехом сопровождалась и постановка «Трех новелл» (1967) - новаторского для своего времени произведения в грузинской музыке. Наряду с этими сочинениями, цент­ральной работой 60-х годов представляется оратория «По следам Руставели» (1964) на стихи известного поэтического цикла Ирак­лия Абашидзе.
Музыка оратории проникнута чувством пиетета перед величайшим гением грузин­ской культуры – Ш.Руставели. Здесь объеди­нены жанровые элементы величальной оды, песнопений и народной песни, музыка же – глубокая, возвышенная и печальная. За созда­ние этого превосходного сочинения компо­зитору вновь была присуждена Государст­венная премия. Продолжает эту линию монументальная оратория «Николоз Барата­швили» (1970), в которой воссоздан трагиче­ский художественный образ великого поэта.
Отдельно должны быть выделены произ­ведения, представляющие обработку народ­ных песен: кантаты – «Гурийские песни» (1971), вокальная сюита «Мегрельские пес­ни» (1972) и созданные позднее «Песни Картли» (1983).
Вершиной творческой деятельности ком­позитора стала опера «Похищение луны» по известному роману К. Гамсахурдия, поставлен­ная сначала в Большом театре в Москве (1977), а затем – в Тбилиси. «Похищение лу­ны» - широкое эпическое полотно, с множе­ством действующих лиц и напряженными сценическими ситуациями. Опера многопланова по своей драматургической и музыкаль­но-стилистической фактуре, богата использо­ванными в ней художественными средствами. Как всегда в произведениях Тактакишвили, музыка построена на широких мелодиче­ских пластах.
За создание этой оперы композитору бы­ла присуждена высшая награда в бывшем СССР – Ленинская премия (1982). Об ин­тенсивности его творческой деятельности в последние годы жизни говорит простой пе­речень созданных сочинений: опера «Мусуси» (1978), лирико-комическая опера-буфф «Первая любовь» (1979), вокально-симфони­ческая сюита «С лирой Церетели» (1983), фортепианные (№2, 3, 4), скрипичный и вио­лончельный концерты (1973, 1983), форте­пианный квинтет (1987), «Светские гимны» для мужского хора и солистов (на слова Ш.Руставели, Деметре I, С.Чиковани и пес­нопений, 1973).
Последним сочинением Тактакишвили стала одноактная опера «Марита» (по новел­ле Г. Леонидзе), законченная им за несколько недель до смерти. Он предполагал включить ее в свой оперный триптих «Три новеллы».
Наше большое желание – увидеть эту оперу на сцене.
Не менее впечатляют результаты кипучей общественной и административной деятель­ности Отара Васильевича. Почти двадцать лет провел он на посту министра культуры Гру­зии, завоевав большой общественный авто­ритет далеко за пределами республики. Это  были годы впечатляющих успехов грузин­ской культуры и искусства «на всех фронтах», рождение и становление новых творческих коллективов, театров, музеев, нового рас­цвета народной самодеятельности, годы ши­рокого признания грузинской культуры на международной арене. Вот, некоторые важ­нейшие культурные и общественные меро­приятия, осуществленные под непосредст­венным руководством О.Тактакишвили: организация симфонических оркестров в Ку­таиси, Батуми, Сухуми, оперного театра и консерватории в Кутаи­си, многочисленных хоровых коллективов – в том числе известного хорового ансамбля «Рустави» - в различных городах Грузии, оперной студии при Горийском музыкаль­ном училище, проведение ряда крупномас­штабных музыкальных фестивалей, система­тическая пропаганда грузинского народного и профессионального творчества за рубежом, установление широких международных культурных связей на взаимообменных нача­лах (Саарбрюккен и др.) и многое другое.
Перечислим ряд важных мероприятий и в других областях грузинской культуры и ис­кусства: открытие новых драматических теат­ров в Тбилиси, Рустави, Ахалцихе; кукольных – в Рустави и Батуми; театров миниатюр, ма­рионеток, пантомимы; проведение множест­ва всесоюзных, международных и республи­канских театральных смотров и фестивалей.
Отар Васильевич был наделен незауряд­ным ораторским даром, обладал способно­стью убеждать и переубеждать своих оппо­нентов. Не забудутся его выступления на различных пленумах, конференциях, юбилей­ных вечерах. Мы помним, сколь триумфаль­ной была его поездка в Соединенные Шта­ты Америки в составе делегации министров культуры советских республик, когда он буквально очаровал американцев своей эру­дицией, культурой и чувством юмора. По воз­вращении домой, один из министров на вопрос: «Что произвело на вас самое сильное впечатле­ние во время путешествия в Америку?», отве­тил: «Отар Васильевич Тактакишвили».
Вспоминается и такой случай. В 1973 году в Большом зале Московской консерватории проводился торжественный вечер, посвящен­ный 100-летию со дня рождения С.Рахмани­нова. По началу он протекал довольно скучно. Но вот к трибуне вызвали Отара. Он говорил с удивительным увлечением, горячо и образ­но, захватив внимание всего зала. Последние слова Отара были покрыты овацией, которая длилась очень долго. Отар был вынужден два раза вставать со своего места и кланяться залу. Ни до, ни после этого я не могу припомнить аналогичного случая.
В жизни Отара были творческие взаимо­отношения и дружба со многими грузински­ми, русскими и другими музыкантами, но особенно следует выделить среди них двух наших замечательных Зурабов – Анджапа­ридзе и Соткилаву, музыковеда Антона Цулу­кидзе, дирижера Одиссея Димитриади, вы­дающегося русского композитора Георгия Свиридова и также выдающегося режиссера Бориса Покровского. Необходимо упомя­нуть и его младших друзей: Элисо Вирсаладзе, Лиану Исакадзе, Анзора Эркомаишвили.
Последние годы жизни композитора бы­ли проникнуты грустью. Непрестанный труд, постоянное творческое горение подко­сили этого, казалось бы, неутомимого челове­ка. Неизлечимая болезнь приковала его к по­стели. Печальное настроения тех дней наглядно отразилось в проникнутом нос­тальгической грустью квинтете, полном реминисценций произведений молодых лет, ко­торый воспринимается, как прощание художника с жизнью. Отар Тактакишвили скончался в полном расцвете своего дарова­ния и творческих сил. Лучшие его сочинения: оперы «Миндия» и «Похищение луны», ора­тории «По следам Руставели» и «Николоз Бараташвили», фортепианный концерт и многие другие навсегда вошли в культурную сокровищницу грузинского народа. Их буду­щее гарантировано, пока грузинский народ будет испытывать потребность в прекрас­ном, т.е. вечно и всегда!

Гулбат ТОРАДЗЕ


Торадзе Гулбат
Об авторе:
 
Вторник, 16. Апреля 2024