click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Единственный способ сделать что-то очень хорошо – любить то, что ты делаешь. Стив Джобс


ОТ А ДО Я

 

Трамвай Аннушка

Под самый Новый год 29 декабря 1911 года в Москве из депо выкатился трамвай нового маршрута «А» – знаменитая «Аннушка». Хотя ничего нового для горожан не произошло – трамваи в Москве появились аж лет за 12 до этого события, еще в 1899 году. Да и конки с линейками и паровиками – паровыми трамваями колесили по московским улицам с семидесятых годов позапрошлого века. А вся Москва со времен конок была буквально  опутана рельсовыми путями, оставалось их только электрифицировать. Городская Дума выкупила  конку у Первого Бельгийского акционерного общества, закупило за границей  трамваи и запустила «электрическую городскую железную дорогу». Но вместо коротких были спроектированы удобные протяженные линейные и кольцевые маршруты. «Аннушка» стала бегать по Бульварному кольцу и Москворецким набережным, а маршрут «Б» – «Букашка» по всему Садовому. Был и маршрут «В» – «Верочка» от Таганки в сторону Кожухова, а «СК» – «Скворушка» объезжал Сокольническое кольцо.


Основоположник авангарда

Какие только национальные корни не были у выдающихся деятелей русского искусства! У Пушкина – абиссинские, у Лермонтова шотландские, Тургенев происходил от хана Тургена. Вот и один из основоположников мирового авангарда 20-х годов прошлого века Василий Васильевич Кандинский, которому 16 декабря исполняется 150 лет, был родовитым потомком тунгусских князей и владетелей мансийского Кондинского княжества. Его отец – успешный коммерсант был из нерчинских купцов – бывших каторжан. Он немало поездил по России и странам Европы вместе со своей семьей, пока не осел в Одессе, и у его сына,  наконец, появилась возможность получить хорошее образование в гимназии параллельно с углубленными занятиями по музыке и рисованию. Позднее Кандинский блестяще окончил юридический факультет Московского университета, и даже получил предложение занять профессорскую кафедру в Тартуском университете. Но Василий Васильевич отказался – совсем не в юношеском тридцатилетнем возрасте он решил стать художником. Это случилось под влиянием прошедшей в 1895 году в Москве выставки импрессионистов. Он уезжает в Мюнхен и сближается с немецкими экспрессионистами. Там Кандинский много общается и с русскими живописцами – Явленским, Петровым-Водкиным, Добужинским, Билибиным, Грабарем. Будучи хорошим организатором, Василий Васильевич создает одну за другой творческие группы «Фаланга», «Новое мюнхенское художественное объединение» и знаменитого «Синего всадника», куда кроме него и Явленского входили Пауль Клее, Марианна Веревкина и Франц Марк. Но в 1914 году Кандинский вернулся на родину и пережил все исторические катаклизмы – Первую мировую, революцию и Гражданскую войну. Он сотрудничал с новыми властями, занимался охраной памятников, создавал новые музеи, преподавал во ВХУТЕМАСе, был ученым консультантом, заведующим репродукционной мастерской. Но в 1921 году уехал из России навсегда. Сначала в Германию, где стал преподавателем «Баухауза», продолжал занятия живописью и много выставлялся. Вскоре его признали во всем мире, как одного из виднейших и талантливейших лидеров абстрактного искусства. С приходом к власти нацистов и разгромом «Баухауза», Кандинский уехал во Францию, где и прожил до самой смерти. Официально он считается как русским, так и немецким художником, теоретиком искусства, поэтом и одним из основоположников авангарда первой половины ХХ века.


Инженер искусства

Александр Родченко был необычайно разнообразно одаренным человеком – живописец, график, скульптор, художник театра и кино, автор знаменитых авангардистских афиш, и, конечно же, фотограф, оставивший нам портреты великих современников. Совместно с Маяковским Родченко работал в области рекламы советских товаров. Он родился 5 декабря 1891 года в Петербурге в семье бутафора и прачки. Детство и юность провел в Казани, где окончил местное приходское начальное училище. А с 1911 по 1914 год посещал занятия Казанской художественной школы Фешина, где и познакомился со своей будущей женой и соратницей Варварой Степановой. И когда мы говорим о шедеврах Родченко – надо помнить, что это их совместное творчество. Степанова была талантливейшим художником-дизайнером, и сейчас не установить, кто из них был автором знаменитых конструктивистских находок. Что ж, выбрать себе жену – это тоже талант. А Родченко, хоть и был нещадно критикуем современниками, как приспособленец, остался в истории ярчайшим представителем советского авангарда, неистощимым выдумщиком новых форм, исследователем неожиданных ракурсов и точек фотосъемки, создателем выразительных фотоколлажей. Подобно своему заграничному современнику Ман Рею, Родченко вошел в энциклопедии как выдающийся фотограф первой половины ХХ века. Весь свой талант и энергию творческий дуэт Родченко-Степанова посвятили политической борьбе и разрушению старого мира, от которого «останутся только папиросы «Ира» – так звучал в 20-х годах рекламный слоган Моссельпрома.


Юбилей «историографа Всея Руси»

Великий русский литератор рубежа XVIII-XIХ веков Николай Михайлович Карамзин был не только автором «Бедной Лизы», «Писем русского путешественника» и бессмертного многотомного исторического труда «История государства российского», но и реформатором современного литературного русского языка. Он ввел в наш обиход множество ныне привычных слов: «впечатление», «влияние», «влюбленность», «трогательный», «занимательный», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». В основном, это слова-кальки с французского, немецкого, итальянского языков. Карамзин был необычайно успешным литератором и мыслителем, оцененным публикой и обласканным светом и двором. Его очень почитал Александр I, присвоивший ему звание официального историографа и выделивший стипендию, а по-современному грант, в две тысячи рублей в год на написание «Истории государства российского». Подробные биографии Карамзина можно прочитать во многих толстых фолиантах, мы же упомянем только о том, что Николай Михайлович был консерватором и убежденным монархистом. В день восстания на Сенатской площади он стоял в толпе зевак и был настолько потрясен отступничеством декабристов, что заболел тяжелым воспалением легких, которое и свело его в могилу спустя полгода.


Мадам «Янтарь»

Ее считали ведьмой, которая подобно янтарю заковывает в его толще на века людей и людские души – и они выставлены в залах ее музеев по всему миру и стоят неподвижно, неотличимые от живых на потеху любопытных посетителей. Так говорили суеверные люди о восковых куклах знаменитой мадам Тюссо, которой 12 декабря исполняется 255 лет со дня рождения. Но Мария Гросхольц – так ее звали в девичестве – была всего лишь мастером лепки по воску и одной из последних, кто владел древним искусством сохранения внешности людей, известным еще со времен Рима. Ее мать Анна, оставшись вдовой, вышла замуж за доктора Филиппа Кюртюса. А он прекрасно владел искусством отливать восковые муляжи человеческих органов, которые продавал как наглядные пособия в учебные лаборатории. Но для себя он лепил всевозможные многофигурные батальные сценки – это было его хобби. И юная Мари охотно подключилась к забавам отчима, что послужило трамплином для их успешного совместного бизнеса. Вскорости они перебрались в Париж и открыли студию по изготовлению восковых скульптурных портретов. Дела пошли на лад. Филипп не мог нарадоваться на падчерицу, оказавшуюся гораздо более талантливой, чем даже он сам. А когда им посчастливилось получить сеанс позирования самого Вольтера за три месяца до его смерти, а потом выставить его фигуру в витрине, они стали известны и самой королевской семье. Мари переехала в Версаль и стала обучать своему ремеслу сестру Луи XVI. Там ее застала революция. Она попала в тюрьму, в одну камеру с Жозефиной Богарне – будущей женой Наполеона. Но революционеры не стали казнить скульптора, а заставили ее делать слепки с голов знаменитых казненных людей. Их можно до сих пор увидеть в Лондоне, куда после того, как все закончилось, перебралась Мари Тюссо со своей коллекцией. Страшная подробность – говорят, что волосы у этих голов подлинные… Сейчас филиалы лондонского музея восковых фигур есть во многих городах мира. Искусство Мари Тюссо не умерло, а напротив, обогатилось новыми возможностями. Над каждой фигурой работают по четыре месяца более двадцати скульпторов – кто-то лепит руки, кто-то лицо. Многие современные знаменитости – артисты, музыканты, политики считают лестным, если их изображения выставляются в этих музеях. Они даже передают свои настоящие костюмы. Хорошо, хоть не волосы… И стоят неподвижные, как «мошки в янтаре».


Роб АВАДЯЕВ


 
Суббота, 20. Апреля 2024