click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства.  Амелия Эрхарт


«ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ. Памятники русской культуры в Грузии». Петр ЧАЙКОВСКИЙ

https://i.imgur.com/oqbTGbY.jpg Петр Ильич Чайковский (180-летие со дня его рождения отмечала в этом году вся культурная общественность) приезжал в Грузию пять раз. А началось все с того, что в 1885 году из Москвы в Тифлис прибыл Анатолий Чайковский (1850-1915) – сын генерал-майора Ильи Петровича Чайковского и Александры Андреевны Ассиер, младший брат композитора, брат-близнец Модеста Чайковского (1850-1916), драматурга, оперного либреттиста, переводчика, театрального критика. Анатолий Чайковский получил новое назначение, он – прокурор Тифлисской судебной палаты (забегая вперед, скажем, что в 1888 году Чайковский-младший был произведен в действительные статские советники, а в 1889-м – назначен Тифлисским вице-губернатором). Анатолий Ильич поселился в доме номер 12 по Консульской улице.     В апреле 1886 года к нему приезжает брат, Петр Чайковский. Творчество Чайковского было хорошо известно и очень любимо в Тифлисе – на сцене столичной оперы с огромным успехом шли оперы «Мазепа», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева». Неудивительно, что 19 апреля в Тифлисском театре был устроен торжественный прием «в честь дорогого тифлисского гостя, талантливейшего из современных русских композиторов», как писала газета «Кавказ». На вечере исполнялись произведения Чайковского, который восседал в директорской ложе, утопавшей в ландышах – их выписали из Кутаиси, целый вагон! 25 апреля, в день рождения Петра Ильича, чествования продолжились – в Опере дали «Мазепу», и, как писал композитор и дирижер Михаил Ипполитов-Иванов, «овации по адресу автора приняли тот бурный характер, какой умеет проявлять только восторженная южная молодежь».

«Я не ожидал, что в Тифлисе мою музыку так хорошо знают, - удивлялся Чайковский. - Оперы мои здесь играются больше, чем где-либо, и особенно «Мазепа» имеет большой успех. Все это мне очень приятно и подкупает меня в пользу Тифлиса, который и без того мне очень нравится». Действительно, Тифлис понравился Петру Ильичу сразу. Вот каковы были его первые впечатления: «Город восхитительно живописен… Главные улицы очень оживлены, магазины роскошны и совсем Европой пахнет. Зато, когда я зашел сегодня в туземный квартал (Майдан), то очутился в совершенно новой для меня обстановке. Улицы необыкновенно узенькие, как в Венеции; с обеих сторон внизу бесконечный ряд лавчонок и всяких ремесленных заведений… Тут же и хлебопекарни. И какие-то съестные лавочки, в коих что-то пекут и жарят. Очень любопытно и оригинально… В общем, Тифлис мне очень по сердцу

». Чайковский бывает на спектаклях, концертах, литературных вечерах, балах, много гуляет по городу, а еще - начинает работать над оперой «Чародейка». Композитор покидает город со светлыми чувствами: «Месяц, проведенный мною в Тифлисе, принадлежит к самым радостно-светлым, проведенным мною в жизни... Я вспоминаю Тифлис с особым удовольствием… Попаду ли в Тифлис осенью или зимой, пока еще ничего не знаю. Очень, очень бы хотелось, и надеюсь, что так оно и будет. Лишь бы только дожить, да здоровым быть, а что меня тянет в Тифлис сильно и что, так или иначе, я там буду – не подлежит сомнению».

Надежды Петра Ильича сбылись – спустя год он вновь приезжает в Тифлис, но лишь на несколько дней. Вместе с семьей брата Анатолия Чайковский, следуя рекомендациям врачей, уезжает в Боржоми, где находится с 13 июня по 18 июля, послушно пьет минеральную воду и принимает лечебные ванны. Петр Ильич сравнивал боржомские минеральные воды с французскими водами Виши, а в письмах называл Боржоми «жемчужиной» и признавался, что «льет слезы восторга от его красоты».

В Боржоми Чайковский работает над сюитой для оркестра «Моцартиана», секстетом «Воспоминания о Флоренции», хором «Утес» («Ночевала тучка золотая») на слова Михаила Лермонтова, а еще – пишет императору Александру III ходатайство о выделении денег на завершение строительства нового Казенного театра (так тогда назывался оперный театр, старое здание которого сгорело в 1874 году). Император благоволил Чайковскому и исполнил его просьбу, отдав распоряжение о выделении средств.

С 25 марта по 20 апреля 1888 года композитор снова находится в Тифлисе, чтобы, по его словам, «отдохнуть и привести в порядок мысли». «Чувствую себя дома и это ощущение приятно», - пишет он.

В апреле 1889-го Чайковский снова появляется на берегах Куры. На этот раз он прибыл в столицу из Лондона через Батуми. «Нельзя описать, - писал он Надежде фон Мекк, - до чего роскошна, красива, богата растительностью Рионская долина, по которой идет железная дорога до Батума. Представьте себе, дорогая моя, широкую долину, окаймленную с двух сторон причудливой формы горами и скалами, на которых растут рододендроны и другие весенние цветы, а в самой долине деревья с яркой, свежей зеленью листьев и, наконец, многоводный, шумный, извилистый Рион. Уверяю Вас, что ради одного этого стоит посетить Кавказ».

Этот визит Петр Ильич назвал «неудачным желанием одиночества» – тифлисцы, как всегда, переполнены обожанием к Чайковскому, и гостям, приглашениям, вечерам, концертам несть числа.

25 апреля 1889 года Чайковский в кругу друзей и новых знакомых отпраздновал свой день рождения. Ему исполнилось 49 лет. На следующий день в Артистическом обществе состоялось торжественное музыкальное утро: Чайковского избрали в почетные члены общества и провели концерт из его произведений. Несколько романсов спела певица Варвара Зарудная, супруга Михаила Ипполитова-Иванова. Торжество продолжилось через несколько дней во время обеда в Ортачальских садах. «Произносилось немало речей и тостов, - свидетельствовал пианист Корганов, - было выпито немало кахетинского вина… Некоторые из присутствовавших подносили Чайковскому листочки бумаги, другие, более предусмотрительные, – его фотографические портреты, а Сараджев – свою белую фуражку, с просьбой получить на ней автограф карандашом».

Вернувшись в Москву, Чайковский сразу же строит планы по возвращению в Тифлис: «Трудно выразить до чего я душою стремлюсь в Тифлис. Даже мне самому странно, на чем основана моя совершенно исключительная симпатия к этому городу».

В последний раз он приехал в столицу Грузии 10 сентября и пробыл здесь до 22 октября 1890 года. Это был самый продолжительный приезд композитора в Тифлис. Может быть, именно этим объясняется ошибка на мемориальной доске, установленной на стене дома №12 по бывшей Консульской улице, ныне – улице Чайковского. Надпись на ней гласит: «В этом доме в 1890 г. жил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский». Хотя, как мы уже знаем, начиная с 1886 года, он останавливался здесь целых пять раз.

Добавим, что в этом тифлисском доме Чайковский написал, помимо перечисленного выше, балладу для оркестра «Воевода», хор «Бпажен, кто улыбается», начал работать над «Спящей красавицей» и «Иолантой». Очарование Тифлисом было столь сильным, что в арабском танце «Щелкунчика» композитор использовал мелодию грузинской колыбельной «Иавнана».

В июле 1892 года в одном из писем Чайковский писал: «Я лелею мечту побывать в Тифлисе. Ты не можешь себе представить, как меня туда тянет. Весьма, весьма вероятно, что в сентябре или в октябре я хоть ненадолго появлюсь на берегах Куры».

Увы, этого не случилось. 25 октября 1893 года композитор скончался. В память Чайковского Тифлисское Музыкальное общество дало симфонический концерт из его произведений...

В 1976 году в Боржоми был установлен бронзовый памятник великому композитору, который и сегодня украшает центр города. Его автор – Тенгиз Гвиниашвили (1925-2007), заслуженный художник Грузии, почетный гражданин Тбилиси, действительный член Академии наук, кавалер ордена Чести, профессор. К числу его творений относятся также памятники Иванэ Джавахишвили и Николозу Мусхелишвили в Тбилиси, Захарию Палиашвили в Боржоми, Илье Чавчавадзе в Кварели, Николозу Бараташвили в Гори.

С сожалением приходится констатировать, что дом Чайковского в Тбилиси находится в удручающем состоянии. Балкон уже обвалился, а само здание от обрушения удерживают (надежно ли?) деревянные подпорки. Неоднократные обращения граждан к властям города и в соответствующие министерства пока что остаются без внимания и ответа. Дом, который обладает большой исторической ценностью и значительным туристическим потенциалом, по-прежнему остается под угрозой…

(Примечание: даты указаны по старому стилю).
https://i.imgur.com/9uryHH4.jpg https://i.imgur.com/LaSggIS.jpg
\
https://i.imgur.com/FGta8FF.jpg https://i.imgur.com/cfbAPxU.jpg

 
Пятница, 19. Апреля 2024