click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.  Иммануил Кант


ПУТЬ АКТЕРА

https://i.imgur.com/jl5EmvF.jpeg

Те, кто хоть раз видел Котэ Даушвили на киноэкране, вряд ли его забудет. Могучий характер, пронзительный взгляд и – большое сердце, которое вмещает добро и боль всей земли. Многие зрители верили, что в реальной жизни Даушвили был похож на своих героев: добрых, сильных, честных. И это абсолютная правда.

19 марта исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося грузинского актера театра и кино Котэ Даушвили. Это имя занимает особое место в истории грузинского театра и кино. «Древо желания», «Дети моря», «Хевсурская баллада», «Встреча в горах» – вот неполный список фильмов, в которых снимался актер. Кстати, сам он никогда не смотрел фильмы со своим участием – не любил видеть себя на экране. При этом, шутка сказать, Даушвили начал сниматься в кино аж с 1931 года. То есть этот актер буквально стоял у истоков грузинского кинематографа.
Котэ (Константин) Даушвили родился в 1909 году в Баку. С детства проявлял интерес к искусству и увлекался рисованием вместе со своей сестрой. Но если сестра в итоге выбрала профессию художника, то Котэ стал актером.
Впервые он попробовал себя в этом амплуа в школе, где посещал актерский драмкружок. Когда ему исполнилось 18 лет, юношу уже приглашали в различные спектакли, и везде, во всех ролях, больших или маленьких, он играл с одинаковым удовольствием.
Театром, где состоялось его актерское крещение, стал Грузинский театр Красной Армии. Он не просто провел там незабываемые три года, но и приобрел огромный опыт. Даушвили учился у ??режиссера Шота Манагадзе, который и был руководителем театра Красной Армии.
В 22-летнем возрасте молодой актер попал в театр Марджанишвили. Ведущий артист театра, знаменитый Ушанги Чхеидзе заболел, и его пришлось заменять сразу в нескольких спектаклях. В числе дублеров оказался и Котэ Даушвили, который был приглашен в состав труппы лично режиссером Котэ Марджанишвили и проработал на сцене этого театра несколько лет.
На театральных подмостках Даушвили исполнил десятки ролей. Среди них Кнуров («Бесприданница» А. Островского), Гижуа («Иные нынче времена» А. Цагарели), Гела («Священник» А. Казбеги), Джибило («Свадьба колхозника» П. Какабадзе), Беглар («Как» К. Каладзе), Квеженадзе («В самое сердце» Ш. Дадиани) и др.
А вскоре в жизнь Котэ Даушвили вошло кино. Это были 30-е годы прошлого века – заря грузинского кинематографа. Дебютировал Котэ Даушвили в фильме режиссера Николая Санишвили «Пустыня». За ним последовали работы в фильмах «Последние крестоносцы» Сико Долидзе, «Мрачная долина» Нуцы Гогоберидзе, «Скала Аршаула» Давида Рондели, «За рекой» Закария Беришвили, «Родина» Николая Шенгелая.
В 1938 году Котэ воплотил один из первых запоминающихся образов – кабардинца Умара в картине Льва Арнштама «Друзья». А вскоре замечательно сыграл роль священника Трифилия в историческом фильме Михаила Чиаурели «Георгий Саакадзе». В 1956 году Даушвили снимается в приключенческой мелодраме «Баши-Ачук», снятой на киностудии «Грузия-фильм» режиссером Лео Эсакия по одноименной повести Акакия Церетели. Знаменательными стали роли Даушвили в картинах «Отарова вдова» и «Иные нынче времена» Михаила Чиаурели, «Алавердоба» Георгия Шенгелая, «Дети моря» Константина Пипинашвили,  «Хевсурская баллада» Шота Манагадзе, «Встреча в горах» Николоза Санишвили.
Одной из лучших работ Котэ Даушвили критики единогласно называют роль старейшины Цицикоре в культовой картине Тенгиза Абуладзе «Древо желания». Персонаж Даушвили горячо отстаивает традиции своего народа. Коллегами артиста по фильму стали Лика Кавжарадзе, Сосо Джачвлиани, Софико Чиаурели, Отар Мегвинетухуцеси и Кахи Кавсадзе.
Удивительно, но многие зрители знают и помнят актера по двум изумительным эпизодическим ролям в фильмах Георгия Данелия: в «Не горюй!» он сыграл отца Гермогена, а в «Мимино» – дедушку  главного героя, летчика Валико Мизандари. Впрочем, можно ли назвать эти роли эпизодическими, если Даушвили удалось за несколько минут экранного времени показать и характер, и судьбу своих героев?
Коллеги-артисты поражались, как точно Котэ Даушвили умел входить в образ. Однажды, когда в Сванети снимали фильм «За рекой», Котэ, в гриме и костюме своего персонажа, поехал прокатиться верхом. И вдруг кто-то выскочил из кустов на дорогу и грозно крикнул: «Стой, а то пристрелю!» Оказалось, это был местный житель, который спутал Даушвили со своим заклятым врагом...
Многогранно талантливым, харизматичным и душевным Котэ Даушвили был не только на экране, но и в жизни. Актер Тенгиз Арчвадзе вспоминал: «Когда мы снимали фильмы «Хевсурская баллада» и «Встреча в горах», никто не мог отличить Котэ от хевсуров. Он облачался в их одежду, ловко запрыгивал на коня, ласково называл нас всех «мамука», по-хевсурски, по-отечески. И мы, те, кто были младше него, тоже относились к нему почтительно и с любовью. Однако, несмотря на высокий рост и стать, у него было мягкое сердце. По малейшему поводу на его глаза наворачивались слезы».
Даушвили прекрасно готовил национальные грузинские блюда и очень любил угощать коллег по съемкам. «Котэ потирал руки и за короткое время готовил для нас такое блюдо, которому позавидовал бы любой отличный повар, – вспоминал Арчвадзе. – Мы как-то были на съемках в горах, и Котэ сообщил, что едут гости из Тбилиси и надо, мол, подготовиться. К нам и правда приехали Бидзина Квернадзе и Петре Грузинский. Котэ велел мне достать вино, а сам приготовил для всех великолепную чобан-каурму из свежей баранины. Кстати, именно у него я и научился готовить это блюдо».
Друзья и коллеги вспоминали, что наряду с чистосердечностью, почти детской наивностью и доверчивостью, Котэ обладал  примечательным качеством – ему был неведом страх. В молодости он часто ввязывался в драки. Во время одной из них ему глубоко рассекли бровь. Этот шрам стал отличительной приметой актера. Ну, а юношеское бесстрашие пригодилось в кино – самые сложные трюки Даушвили всегда выполнял сам.
А еще Котэ любил и умел дружить. Грузинские традиции, особенно гостеприимство, были для Даушвили не просто словами. В подвальном помещении своего дома, он устроил марани, куда часто приглашал своих друзей. Актер сам делал вино, чачу, коньяк. Там же, в марани, у Даушвили имелся специальный колокольчик: когда он в него звонил, супруга или дети приносили гостям отменную закуску.  
Друзья вспоминали, что Котэ был счастлив, когда приносил радость другим. Он любил отдавать и никогда не просил ничего взамен. Да у него и так все было: любовь семьи и друзей, востребованность в профессии, признание поклонников. И, конечно, сыновья, в которых он души не чаял, – Джангири, от первого брака с Кетеван Тактакишвили, и Гиви, родившийся во втором браке с Кетеван Кетиладзе.
После смерти своей второй супруги Котэ сильно страдал и заметно сдал. Потом попал в аварию, сломал ногу, долго лечился. От хромоты избавиться не удалось. Котэ старался не падать духом, продолжал работать.
Свою последнюю роль Даушвили сыграл в драме режиссеров Гиги Лордкипанидзе и Гиули Чохонелидзе «Земля отцов наших», посвященной событиям Великой Отечественной войны. Премьера состоялась в 1981 году, уже после смерти актера.
Прошло уже почти полвека, как Котэ Даушвили ушел из жизни. Но забыть его героев невозможно – они по-прежнему заставляют задуматься, дарят любовь, вселяют надежду и прославляют настоящее искусство.


Анастасия ХАТИАШВИЛИ


 
Понедельник, 09. Сентября 2024