click spy software click to see more free spy phone tracking tracking for nokia imei

Цитатa

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Федор Достоевский


ПАСПОРТ ЕГО МУЗЫКИ

zzzzz

 

7 декабря минувшего года в Малом зале Тбилисской консерватории при большом стечении   публики состоялся концерт. Перед столичными меломанами выступила заслуженная артистка Армении, лауреат международного конкурса, профессор Ереванской консерватории имени Комитаса пианистка Анаит Нерсесян. «Сегодняшний день был выбран не случайно, - сказал Армен Арнаутов-Саркисян, который вел программу. - 7 декабря 1988 года. 11 часов 41 минута... Прошло уже более двадцати лет, а эти цифры помнит каждый, кто оказался очевидцем жестокого разгула стихии – страшного землетрясения в Армении... Низкий поклон всем, кто разделил наше горе и оказался с нами в трудную минуту... Мы решили сегодняшний концерт посвятить памяти невинных жертв. Давайте почтим их память. Помянем тех, кого нет с нами, и будем думать о живых, будем ценить друг друга, беречь и щадить...»

В организации музыкального вечера приняли участие Тбилисская государственная консерватория имени В.Сараджишвили, еврейский культурный центр «Менора» в Армении, Армянская Инвент Ассоциация. Главным поводом для проведения вечера стала презентация сборника «Фортепианные пьесы «in C» заслуженного деятеля искусств Армении композитора  Вилли Вайнера, которые прозвучали в первом отделении. Издание сборника осуществлено по государственному заказу Министерства культуры РА и подготовлено в дар музыкальным учебным заведениям Армении, Грузии, России, Украины, США, Израиля и других стран.
«Сегодня мы от всего сердца и с большой любовью преподносим этот сборник в дар Тбилисской государственной консерватории, - сказал вице-президент еврейского культурного центра «Менора» А. Арнаутов-Саркисян. – Я хотел бы от имени руководства Министерства культуры РА и центра «Менора» выразить глубокую благодарность ректорату Тбилисской консерватории за предоставленную возможность проведения концерта-презентации в этом роскошном зале. Особое спасибо мне хочется сказать г-же Манане Доиджашвили за неоценимую поддержку, удивительное гостеприимство, теплоту и любовь, за высокую культуру творческого общения».
Вилли Вайнер – коренной ереванец. О тяжелом и горестном пути его предков в Армению можно прочитать в книге «Тени над Схидам». Схидам – голландский город, где в конце 20-х годов обосновалась эмигрировавшая из Умани семья Зейлика Вайнера, деда будущего композитора. В начале Второй мировой войны члены семьи были отправлены в концлагерь Блакенфельд под Берлином. Вскоре они оказались в числе евреев, предназначенных для обмена на немцев-дипломатов. В спецэшелоне их вывезли через всю Европу в Армению, в  Ленинакан, где находился «обменный пункт». Потом ссылка бабушки с четырьмя детьми (среди них был Макс, отец будущего композитора) в Северный Казахстан. Тяжело больного дедушку пришлось оставить в больнице. Когда в 1946 году было, наконец,  получено разрешение на выезд, семья вернулась в Ереван, но дедушку застать в живых не довелось. Так Вайнеры остались в Ереване. А через несколько лет Макс женился на выпускнице Киевского университета Иде Иерусалимской, которая приехала в Ереван погостить у друзей. Их первенец – Вилли.
Способности сына дали знать о себе в раннем детстве, и царившая в семье духовная атмосфера всячески благоприятствовала их развитию. Приобщение к музыке шло большей частью через грамзаписи, которые прокручивались на патефоне. Мать отдала ребенка в школу-десятилетку имени Чайковского. В этом учебном заведении началась его дружба с Анаит Нерсесян, которая была на год старше. Дети с большим успехом выступали на концертах. После окончания школы пути их разошлись. Вилли  продолжил занятия в Ереванской консерватории, где его руководителем стал Жан Тер-Мергерян, получивший известность после участия в первом Международном конкурсе исполнителей им.П.Чайковского, а Анаит поступила в Московскую консерваторию в класс профессора Виктора Мержанова. Однако спустя много лет их интересы снова сблизились, перейдя в творческий союз.
Получив диплом скрипача, Вилли испробовал работу в различных оркестрах, вел класс скрипки в музыкальных школах и консерватории. Еще учась в консерватории, он стал петь в мужском камерном хоре «Гаянэ», в котором проработал 12 лет и выступал с ним во Франции. Вайнер принял активное участие в издании диска с записью Литургии для мужского хора Комитаса; его в 1986 году выпустила фирма «Мелодия».  
Путь к осознанию главного призвания, пробуждению сочинительского дара был долгим. Вилли отважился обратиться к творчеству лишь к сорока годам – именно тогда увидел свет его первый опус – «Хасидский танец» для оркестра. Какие факторы повлияли на формирование композиторского облика Вайнера? Прежде всего, ансамблевость.
В 1978 году Вайнер начал работать в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио, который возглавлял Мелик Мависакалян, композитор, дирижер, аранжировщик. Юному скрипачу чрезвычайно импонировал творческий процесс Мелика, восхищали его аранжировки. Интенсивной, и, можно сказать, всеобъемлющей была программа оркестра. В конце 50-х годов, в годы расцвета джаза в Армении, в концертах регулярно исполнялись произведения Арама Хачатуряна, Арно Бабаджаняна. И параллельно с этим велась просветительская работа по пропаганде жанра. Парад звезд в программе концертов представляли такие музыканты, как Константин Орбелян, пианист и дирижер, худрук Государственного джаз-оркестра Армении, Мартин Вартазарян, пианист, сын одного из основателей джазового направления в Армении, Ашот и Арам Сатяны – композиторы и дирижеры, Алексей Экимян – композитор-песенник, генерал МВД, Степан Шакарян.
Большое значение имело не только исполнение этой музыки, но и общение с ее авторами во время творческих вечеров. Молодому Вайнеру необыкновенно повезло с культурной средой, в которую он окунулся, вступив на поприще музыканта. В Ереване были сосредоточены прекрасные преподавательские силы и те, кто оказался в армянской столице в годы войны и ленинградской блокады; этому уровню соответствовали училища и кафедры консерватории. На высоте находился оперный театр; усилиями работников филармонии шли выступления выдающихся исполнителей. Большую притягательность приобрел основанный в 1978 году дом-музей Арама Хачатуряна, ставший центром музыкального общения в Ереване.
Таковы пласты, cформировавшие духовный мир будущего композитора, чье творческое кредо выражается словами Бетховена, ставших эпиграфом к вайнеровской пьесе «Танец царицы Эстер»: «У каждого подлинного музыкального произведения есть идея». По словам Вайнера, каждое его сочинение имеет свою предысторию. Импульс к творчеству может идти от исторического события, литературного образа, эпизода из личной жизни, картины природы, уличной сценки.
Свидетельствует друг композитора и его продюсер Армен Арнаутов-Саркисян. Однажды, прогуливаясь во время приезда в Тбилиси по проспекту Руставели, друзья обратили внимание на человека, который стоял у здания первой гимназии с удивительной игрушкой. Это была мастерски сделанная  кукла-танцовщица, которая повторяла движения и поступь балерины. Глядя на Вилли, Армен понимал, что он увлекся замыслом, уйдя в свой мир сочинительства. Они прошли до Авлабара, вошли в дом Инны Оганисян-Гологорской (композитор, художник-декоратор, переселившись в Аргентину, она предоставила друзьям возможность пользоваться своим жилищем). Вилли сел за пианино, и полилась музыка, рожденная случайной встречей. Она получила название «Маленькая балерина».
В другой раз, когда сочинялась пьеса «Старый шарманщик», автору представился  нищий музыкант, волею судеб заброшенный в старинный немецкий город. Трагизм такого сюжета смягчает сердечность, доверительность тона рассказа о «маленьком» человеке, герое его жанровой сценки.  
«Творчество Вилли Вайнера – это смешение двух неповторимых культур – еврейской и армянской, поэтому оно самобытно и уникально», - утверждает музыкальный критик Майя Степанян. Эта взаимосвязь исходит из убеждения  композитора в родстве этнических корней музыки двух древних народов с трагизмом их исторических судеб. Оно зародилось в тот момент, когда Вилли, будучи юношей, услышал в исполнении Леонида Когана запись скрипичного опуса еврейского композитора ХVIII Исаака Ахрона и принял его за музыку Арама Хачатуряна. «Песня песней» Вайнера посвящена памяти жертв геноцида армян 1915 года и еврейского Холокоста. В то же время, музыковед Артем Варгафтик считает, что, слушая сочинения Вайнера, хочется говорить о чем-то легком, приятном. Чем это  вызвано? Дело в том, что существенная особенность этой музыки в ее глубоком оптимизме. Этим качеством определяется уже выбор сюжетов. Патриотизм, самопожертвование – повторяющиеся темы, но в каких образах они находят воплощение? Могла ли Юдифь, попирающая голову Олоферна, привлечь творческое внимание Вайнера? Композитор прославил героизм царицы Эстер, которая спасла свой народ, услаждая кровавого сатрапа и его окружение чарующей пляской («Танец царицы Эстер»). Крепость Маккаби, оплот войска исторического героя еврейского народа Иуды Маккавея, вошла в сочинение Вайнера, как символ несгибаемой воли в священной борьбе за веру («Маккаби»). И даже такая пьеса, как «Лилия Якова» захватывает прежде всего настроением веселья, стихией танца, которая так созвучна музыкальному мышлению автора. Напомним, что его прорыв на композиторскую стезю начался с «Хасидского танца».
Из этих примеров видно, какое место в творческом сознании Вилли принадлежит танцевальному началу. Популярные ритмы порой остроумно преподносятся в новом национальном преломлении – «Еврейское танго», «Ереванская самба». Особенно привлекательны лирические зарисовки в стиле ретро-блюз – «Осенние листья» или «Лунный вальс» с присущей им искренностью высказывания, мелодическим обаянием и мастерством оркестрового варьирования. О выразительности оркестровых красок музыки Вайнера, искусном владении инструментальными тембрами лестно высказывались Юрий Башмет, Оскар Фельцман, Иосиф Кобзон. «Каждая музыка, говоря об общечеловеческих ценностях, должна иметь свой паспорт» - эти слова А.Хачатуряна стали для Вилли художественной заповедью, получили в его музыке свое истолкование.
Композитор признает импровизацию как эксперимент с исполнительскими вариантами. Когда готовилась премьера посвященной Еревану «Песни любви», на репетициях побывало немало прекрасных саксофонистов, но их исполнение не удовлетворяло автора. И тут за пульт заступил блистательный Армен Уснунц. Он стал выверять с автором каждую фразу, и пьеса засверкала теми красками, в которых представлял ее создатель.  
При редкой творческой активности, композитор всегда находит время для общественной деятельности. Он один из лидеров еврейской общины в Армении. Когда в начале 90-х годов его избрали председателем Еврейской общины, он задался целью оказывать помощь населению. Налаживая связи с еврейскими благотворительными центрами Израиля, США, Франции, Канады, изыскивал гуманитарную помощь не только для членов общины, но и для детских домов, больниц.
В 1994 году Вайнер организовал еврейский культурный центр «Менора», деятельность которого протекает под девизом «через культуру к толерантности». В рамках этого проекта в 1997-1998 годах состоялся фестиваль, посвященный 3000-летию Иерусалима. Другим красочным событием стал прошедший в Ереване фестиваль, посвященный 120-летию со дня рождения Марка Шагала.            
29 января 2005 года в Ереванском театре оперы и балета им. А.Спендиаряна состоялся концерт, посвященный культуре толерантности, где прозвучали произведения В.Вайнера в интерпретации лучших исполнителей. Выражая благодарность устроителям концерта и слушателям, Вилли произнес на армянском и русском языках: «Сегодня я дарю вам кусочек своей души. Очень надеюсь, что моя музыка тронула ваши сердца. Я верю, что доброта и любовь помогут каждому совершить свой исход».


Мария КИРАКОСОВА

По этому укромному мостику "Вконтакте гость скачать"выходила из сада дочь дона Амбросио, когда ей хотелось насладиться прогулкой по чудесному лугу на другом "Скачать тимати я буду ждать"берегу реки.

Но ведь мирные индейцы повсюду спокойно работают на полях, и те, что служат "Скачать игры найти пару"в миссии, тоже заняты своими обычными делами.

Возмущенный таким недостойным поведением, негр крикнул мулату, чтобы тот слез с "Скачать только тебе"дерева, и пригрозил, что пожалуется на него.

Хотя гостиница форта Индж и являлась самым большим зданием в поселке, "Блог президента медведева"тем не менее она была невелика и не представляла собой ничего примечательного.


Киракосова Мария
Об авторе:
Музыковед. Доктор искусствоведения.

Член Союза композиторов Грузии. Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. Участник международных конференций по истории музыки.
Подробнее >>
 
Суббота, 20. Апреля 2024